"Бабочки под дождем" |
Истории некоторых моих грампластинок
В мае 2012 года был у меня период увлечения форумом сайта "Отечественная радиотехника 20 века". Я там открыл несколько тем - по радиоле "Рекорд-53", по пластинкам и конвертам. В одной из тем, "форумчанин" "Юрий СПб" выложил эту запись:
"Бабочки под дождем" - Юрий Бояринцев
В архиве форума не сохранились фотографии, но помню, что пластинка была с этикеткой "SovSong", т.е. пластинка была выпущена для распространения в сети магазинов "Торгсин". А запись Юрий сделал с другой грампластинки, выпущенной в Ленинграде
Потом, намного позднее познакомился с ним, узнал, что его зовут Юрий Бояринцев, что он младше меня, но обладает просто огромными знаниями по истории грампластинки... Ну а "qwerty12" - был мой псевдоним, или "ник". Я тогда просто "влюбился" в эту мелодию. И очень захотел найти эту грампластинку.
Пока мы жили в Павлодаре, найти ее не смог. И неудивительно. Очень мало в этом городе было старых пластинок. Переехав в Омск, в один из своих "набегов" на Хитрый рынок, в антикварной лавке Николая (хорошего мужика, он сейчас к сожалению продал свою лавку), "наткнулся" на вот эту грампластинку. Если честно, даже сразу не понял, что это не то, что я ищу. Уже тогда плохо видел, очки на улице не носил, и на рынке темновато. Увидев название, "схватил" ее, и уже на улице прочитал этикетку полностью:
Бабочки под дождем дуэт ксилофонов 12800
1945
Конечно, я был разочарован. Хотя и исполнение интересное. Ксилофон вроде-бы придает "воздушность" - именно то что нужно в этой вещи. Но одной воздушности здесь по-моему маловато. Нужен драматизм, который был на той, разыскиваемой мной грампластинке.
Вот что пишут в "Википедии" про В. Штеймана и его дуэт с Т. Егоровой:
"Один из известнейших советских солистов-ударников, ученик К.М.Купинского.
Вместе с Т.Д. Егоровой основал дуэт ксилофонистов,
в котором в 1940-1950-х годах солировал на радио и записывался на граммофонных пластинках. Дуэт Штеймана и Егоровой являлся одним из самых
популярных ансамблей солистов-ударников в СССР. Известный педагог, составитель хрестоматий и сборников пьес для обучения игре на ударных
инструментах. Преподавал в ГМПИ им. Гнесиных в 1961-1981г. Также преподавал в Музыкальном училище имени Гнесиных, МССМШ имени Гнесиных.
Воспитал множество учеников, среди которых известные музыканты и педагоги..."
Кстати, в этом исполнении грампластинки выпускались и в Ленинграде, и местной промышленностью других городов. Я нашел очень красивую этикетку Ленинградской фабрики пластмасс
Поиск продолжился. Что означает слово "поиск" в отношении пластинок и применительно ко мне?. Я не давал объявлений, не искал эту пластинку на различных интернетовских "продавалках". Наверное я старомоден и осторожен.. Но не верил, что шеллачная пластинка перенесет путешествие по стране с помощью "Роспочты". Может у кого-то получается. У меня бы не получилось точно. Нет, я просто выискивал это название на этикетках грампластинок в местных объявлениях. Перебирая грампластинки в антикварных лавочках и у людей на квартирах по объявлениям, постоянно надеялся увидеть в руках заветную пластинку... В субботний день, хмурым утром 28 ноября 2015 года, я попал на Хитрый рынок. Уже некоторое время покупал интересные пластинки у одного невысокого худенького пожилого мужичка, которого все окружающие называли "маленьким Юрой". Он продавал всякую строительную мелочь (сверла, инструмент и т.п.) в уличном ряду, у него там стоял контейнер. Как-то проходил по рядам, как всегда спрашивал, есть ли у кого "патефонные" пластинки, вот мне на Юру и указали. Пластинки у него были разные, и некоторое время их ассортимент обновлялся. Подозреваю, что это все было из одной коллекции, которую распродавали родственники коллекционера, или кто-то купил по дешёвке у семьи коллекционера и потихоньку распродавал подороже, через Юру. Но цену Юра назначал сам. Ну, вот в это субботнее утро я опять подошел к Юре. Так как я покупал у него уже несколько раз, Юра вел себя предупредительно, надеясь на заработок, вежливости ему добавлял принятый для "сугреву" алкоголь. Он к этому времени считал себя уже знатоком грамзаписи, и цену назначал, исходя из...фиг знает из чего. Но с каждым разом она почему-то увеличивалась. Вынес Юра мне очередную новую пачку пластинок, и перебирая ее, в своих руках увидел так долго мной разыскиваемую, совсонговскую пластинку.
Я хорошо помню этот момент. Серое утро, около 11 часов, морозец, но снега почти нет. В моих руках мечта, но она пока только в руках. Как ее купить у этого маленького хитрого человека? Так, чтобы он не понял, что за нее я отдам много, но в тоже время только в пределах разумного...У меня всегда была внутренняя установка, что покупать пластинку больше чем за 500 р. не нужно. Не хочется кормить вот таких "предпринимателей", скупающих их рублей по десять. Ведь в общем-то, можно искать еще...Но именно в этом случае, я серьезно опасался, что мой принцип мог мной не соблюстись....И вот, вместе с еще несколькими, ничем не значимыми пластинками подал их все вместе Юре. Он, перебирая пластинки, задумавшись на секунду- две, назначал цену. Взяв в руки эту, как будто-что-то чувствуя, Юра задумался. А скорее всего его насторожила красивая этикетка с иностранными буквами. Пауза, в течении которой он придумывал цену, длилась для меня очень долго. Во время ее я очень боялся что он ее сломает...Но вот цена названа. Если честно, не помню сколько - то ли сто пятьдесят рублей, то ли двести. Для меня тогда это уже было неважно. Я смогу ее купить! Помню, когда ехал домой, постоянно следил, чтобы не ударить пакет с ней об что-нибудь. Приехал домой, помыл ее, склеил конверт, на котором и записал вкратце историю покупки. И еще слова - "Мечты сбываются. Я ее нашел!"
Вот она теперь полностью, с оборотной стороной, и с записанными на ней произведениями:
"Бабочки под дождем" - моя грампластинка
"Экспресс Роберт-Ли"
Матричный номер пластинки говорит о том, что запись сделана в 1934 году. А вот выпущена пластинка - скорее всего в конце 1935 г., хотя кто знает - может и в 1936 г. Почему так? На этикетке - Спасская башня, увенчанная звездой с серпом и молотом. Такие звезды на Кремлевские башни были установлены в октябре 1935 года, и пробыли там до осени 1937, когда были заменены рубиновыми. А до этого, на таких этикетках, верх башни был "обрезан". Ведь на башнях еще были двухглавые орлы.
И только по прошествии четырех лет, при написании этой заметки, я обратился к поиску других вариантов этой композиции. Конечно, необходимо увидеть этикетки с записями "Butterflies in the Rain" в исполнении оркестра Рэя Нобла:
А вот запись "Butterflies in the Rain" в исполнении оркестра Амброуза:
"Butterflies In The Rain" (1933) Ambrose and his Orchestra
Следующая этикетка и запись - оркестр немецкого композитора, аранжировщика, дирижера Ханса Бунда. В этой записи я слышу просто что-то типа марша в быстром темпе. Немецкое восприятие и исполнение...Поэтому-то мне она кажется неудачной...
Hans Bund Tanzorchester "Butterflies in the Rain" - 1933
Англичанин Джек Пэйн и его окестр. Этикетка скопирована с записи в Ютубе, поэтому немного непропорциональна...
Jack Payne & His Band - "Butterflies In The Rain"
"Butterflies In The Rain" в исполнении английской пианистки Raie da Costa.
"Butterflies In The Rain" (1933) Raie da Costa, piano
Специально оставил эту пластинку напоследок. Мне нравятся три исполнения "Бабочек по дождем" - оркестр Рэя Нобла, оркестр Амброуза и вот это исполнение - оркестром под управлением Генри Холла. Этикетка нечеткая, но почему-то в интернете трудно было найти и такую. Пластинка с такой этикеткой выпускалась в Японии.
"Butterflies In The Rain"- Henry Hall and his Orchestra
Не мог не поместить здесь вот эту видеозапись - проигрывание "Butterflies in the Rain" на воспроизводящем рояле фирмы "Ampico". Выдающиеся пианисты записывали свою игру на специальные рулоны. При проигрывании воспроизводились акценты, манера исполнения. Завораживает наблюдать только за клавишами, без отвлечения на руки пианиста. Вот что кстати пишут про эту компанию: "Американская фортепианная компания (abbr. Ampico ) - американский производитель пианино, расположенный в Восточном Рочестере, штат Нью-Йорк, который с самого начала был известен производством высококачественных игровых пианино . Компания была основана в 1908 году. С 1913 года Ампико был одним из ведущих производителей воспроизводящих фортепиано. Пианино-проигрыватель и воспроизводящий механизм были разработаны Чарльзом Фуллером Стоддардом (1876-1958). Большое количество выдающихся классических и популярных пианистов, таких как Сергей Рахманинов (1873-1943), Лео Орнштейн (1892-2002), Винифред Макбрайд и Маргарита Волави (1886-1951), записаны для Ampico, и их роллы являются наследием эстетической и музыкальной практики 19-го и начала 20-го века."
Титульный лист и фрагмент нот этого замечательного произведения. Почему-то нельзя найти ноты в интернете полностью (бесплатно).
Вот уже в конце моей работы над этой страничкой, перечитывая текст, вдруг увидел интересную связь, на которую раньше не обратил внимание - открыл эту мелодию для меня Юрий. И пластинку я получил тоже из рук Юрия...
|